Внимание!
У нас изменился
номер телефона
По всем вопросам поддержки web-сайтов
обращайтесь по новому телефону
8 7212 99 66 35
Ваша оценка государственных интернет услуг?
  • Новости

Идеальный сайт акимата. Каким он должен быть?
26 Января 2012

Алматинцы хотят получать пропуск в акимат в режиме он-лайн, избегая толкучки в Бюро пропусков и просят размещать на сайте побольше фото с акимом. Как «без галстука», так и с официальных мероприятий. Представители казахстанских НПО, журналисты, госслужащие и простые горожане рассматривали вопрос об улучшении сайта акимата г. Алматы. Рекомендации свелись к одному — больше доступной информации и электронных услуг.

С октября по декабрь 2011 года эксперты Общественного фонда «Камеда» при поддержке Посольства США в РК провели ряд фокус групп и опросов среди жителей города на тему совершенствования предоставления электронных услуг сайтом акимата города Алматы.

Перед экспертами стояли две задачи: произвести изучение содержания действующих электронных услуг, предоставляемых сайтами принадлежащих акимату Южной столицы (а их около десятка), в частности www.almaty.kz и разработка рекомендаций по информированию общественности о предоставляемых услугах.

Организаторы круглого стола «Повышение эффективности электронных услуг веб-сайта акимата г. Алматы www.almaty.kz», который прошел в среду 25 января в одной из гостиниц города считают, что официальный интернет ресурс гос.органа перестал быть просто имиджевым атрибутом.

Сегодня сайт посещают в среднем 1500 человек в день. В «пиковые» события посещаемость увеличивается свыше 3000. В принципе, для государственного интернет-портала, это неплохой показатель. А если смотреть на перспективу, это эффективное средство распространения информации о деятельности государства среди неограниченного круга лиц.

Данное преимущество следует использовать для обеспечения конституционных прав граждан на получение и распространение информации, а также в целях повышения эффективности и прозрачности работы государственных органов, борьбе с коррупционными проявлениями.

«В ходе проведения фокус-групп, мы получили обратную связь от потенциальных потребителей информации на сайте almaty.kz. Каких же электронных услуг, по их мнению, не хватает? По мнению самих алматинцев, нет сведений о вакансиях в государственные организации города (гос.служба, школы, дет.сады, больницы и т.д.). На втором месте по пожеланиям: полный спектр электронных услуг, (особенно хотят видеть социально значимые услуги). Но особенно алматинцы хотели бы получать пропуск в акимат в режиме онлайн. Те, кто хоть раз был в акимате и получал пропуск, особенно после обеда, знают про маленькую комнатку. В бюро-пропусков порой толпятся до 50-и человек. К двум-трем телефонным аппаратам очередь, и возле окошка не протолкнуться. Также респонденты попросили больше публиковать видео, фото и аудио материалов с мест выступления акима города и с других мероприятий, посвященных городу», — рассказал входящий в рабочую группу разработчиков предложений для акимата, директор КФ «Информационных инициатив» Михаил Тюнин, презентовав данные исследования экспертам круглого стола.

Среди списка услуг, которых не хватает «электронному акимату» Тюнин назвал следующие: «доступ к текстам государственных стандартов и нормативно-правовой базе», «онлайн запись на прием к должностным лицам акимата», «оперативное обращение по вопросам порядка на улицах и благоустройства», «расчет ремонта жилья по программе модернизации ЖКХ» и «Обсуждение перспективных планов работ по городу Алматы», и даже — «Подача заявок на спиливание (обрезку) деревьев».

В свою очередь, политический аналитик Петр Своик предложил внести в портал акимата сторону гражданского общества, давая возможность городским ассоциациям представлять себя и нести некий диалог с властями и бизнесом через сайт акимата. Также Своик предложил наладить функцию «обратная связь», создав на портале дискуссионную площадку, чтобы гражданское общество могло не только прочитать новость, но и прокомментировать ее.

Исполнительный директор ОФ «Трансперанси Казахстан» Сергей Злотников, предложил изучить аудиторию портала и именно под нее готовить контент. По его мнению, к таким вещам следует подходить комплексно с назначением ответственных сторон.

«Необходимо принять стандарты предоставления информации или законы «о доступе к информации» и «Защите информации». Тогда все это заработает, как надо. А иначе наладить диалог власти с гражданским обществом будет сложно! Спросить будет не с кого. Кроме того пресс-служба акимата должна быть более открытой», — добавил он.

Пожелания пресс-службе высказала и представитель Фонда защиты свободы слова «Адил соз» Елена Малыгина, говоря в рамках своего выступления «Удовлетворенность информацией на almaty.kz: точка зрения журналистов».

«Как говорится, если ты нам не предоставишь информацию, ее предоставит твой недруг. Поэтому, журналистам следует предоставлять достоверную и оперативную информацию. Сейчас получить информацию на злободневную тему с сайта не представляется возможным. И я думаю, многие журналисты считают также», — сообщила Малыгина.

По мнению представителя Общественного фонда «Намыс» Кайрата Иманалиева, сайт акимата, кроме всего перечисленного, должен еще и иметь хорошую информационную базу для социально-уязвимого населения города. Не все инвалиды могут прийти в акимат, отстоять очередь в приемной и получить нужную им информацию. «Через сайт им это сделать будет гораздо проще. Нужна отдельная заметная рубрика на сайте для социально не защищенного слоя населения с доступной информацией, к примеру, о получении пособий. Кроме того, многие прописанные услуги на сайте работают не до конца», — уверен он.

Представитель Союза женщин интеллектуального труда Лайла Ахметова пожелала в будущем увидеть акима города и директоров департаментов акимата в социальных сетях.

Большая часть существующих электронных услуг на сайте уже ориентирована на оказание социальных услуг населению. Это главное отличие алматинской программы «е-акимат» от подобных программ в других городах страны. Авторы проекта по развитию портала уверены, что дальнейшая стратегия по информированию потребителей услуг повысит не только имидж сайта almaty.kz, но и приблизит его еще ближе к горожанам.

Ответ на вопрос: «Каким должен быть сайт Алматы?» занял 83 страницы. Общественный фонд «Камеда» предоставил рекомендации в Центр информационных систем города. Воплотится в жизнь объемный документ не раньше, чем через 3 года. Столько времени надо, чтобы в Казахстане появился самостоятельный бренд «www.almaty.kz» — источник оперативной и достоверной информации о деятельности акимата финансовой и культурной столицы.

Среди них разработка комплекса мер по повышению имиджа акиматовского портала: URL сайта на визитках сотрудников акимата, ссылка в автоподписи (служебная электронная почта), фирменных бланках, имеджевых вещах и т.п. Информационное партнерство на крупных мероприятиях города. Будет больше визуальной рекламы в местах массового скопления людей, а в социальных сетях, школах и ВУЗах города пройдет информационная компания.

Мне удалось отдельно поговорить о судьбе сайта и высказанных рекомендациях лично с одним из разработчиков плана «Стратегического развития и позиционирования интернет ресурса» Михаилом Тюниным.

«Достаточно большой объем работы был проведен. Это рекомендации по ресурсу, начиная с того как он должен выглядеть и заканчивая тем, как структурировать на нем контент. Сейчас мы уже видим, что часть рекомендаций уже реализована. Что касается принципиальных вопросов. Продвижение электронных услуг, и вообще электронного правительства, у нас идет быстрее, чем формируется законодательная база. Сейчас развитие электронных услуг невозможно без принятия, определенных нормативных актов. Прежде всего, если мы говорим об электронных услугах, то они, как известно, связаны с персональными данными. Однако, закона «о персональных данных» у нас нет и тем более закона регулирующего «защиту персональных данных». Поэтому, очень много вопросов, которые мы описывали, касаются действующих возможностей. Согласно действующему законодательству. И возможные ограничения, ввиду того, что законодательство у нас пока не развито. Нет также законов «о защите информации» и «о государственных услугах». С отсутствием последнего, у многих юристов складывается мнение, «то что сейчас предоставляют в качестве информационных услуг, является функцией государства и ни о какой услуге, быть речи и не должно». Т.е. если ты владеешь информацией, то твоя функция об этом сразу сказать. Но у нас это преподносится, как информационная услуга. Так вот, чтобы не было разночтения, необходим этот регулирующий закон», — считает Михаил Тюнин.

С его слов, такой закон сейчас уже готовится. «Осенью была предоставлена концепция закона, и я думаю, что новый парламент его примет. После его принятия, уже можно будет говорить о развитии государственных услуг, но уже на другом уровне», — добавил он.

По своему огромному опыту работы с государственными структурами Михаил Тюнин заверил, что предложения и рекомендации, озвученные на круглом столе от экспертов и представителей НПО, при возможности будут реализовываться в рамках действующего законодательства и в силу финансовых и административных возможностей. Критика не останется без внимания.

«Сейчас стоит главная задача сделать сайт almaty.kz более удобным для пользователя, чтобы он в кратчайшее время и с минимальным количеством кликов, нашел нужную ему информацию для принятия каких-то осознанных решений в своей повседневной жизни», — рассказал Тюнин.

Что касается кардинальных изменений на сайте акимата города Алматы, то со слов директора КФ «Информационная инициатива», их не будет, пока не произойдут изменения в законодательстве Республики. «Пока закон не требует размещения большего объема информации с определенными критериями, то ждать супер прорыва не стоит», — резюмировал он.

 

Николай Ворфоламеев ©iPort.kz


Назад

УРОВЕНЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Всего в системе
610 сайтов

Новости


Информационная система «Чиновник.KZ» Служба поддержки Помощь