Новости
Внедрение проекта «Электронный билет» в Астане под вопросом
3 Марта 2014
О внедрении оплаты за проезд электронным билетом сообщал ранее в своем блоге аким столицы Имангали Тасмагамбетов, но затем проект был заморожен.
В Астане под угрозой срыва оказался инвестиционный проект «Электронный билет». Пропиаренная в отечественных СМИ электронная система сбора оплаты за проезд в общественном транспорте должна была быть внедрена еще 1 июня 2013 года. Однако до сих пор жители и гости столицы расплачиваются за проезд «по старинке».
«В 2012 году, в феврале месяце акимат города Астаны выразил готовность пойти вместе с нами по схеме ГЧП. Правда, это — не совсем ГЧП, государственно-частное партнерство подразумевает государственные гарантии, здесь же были гарантии города. По задумке мы должны были реализовать инвестпроект, запустить систему электронного обилечивания на городском транспорте, при этом акимат не платит ни копейки», — рассказывает председатель правления компании–инвестора — «SIME Тechnology» — Елена Раздольская.
Для реализации проекта было создано совместное предприятие — ТОО «R.B.S. Technologies», 49% которого принадлежит СПК «Астана». По замыслу инвестора, проект должен был окупиться в течение 4-х лет за счет оплаты перевозчиком транзакции с каждого проданного билета.
«Затем мы планировали полтора года зарабатывать деньги. После того, как мы окупим систему, мы могли бы передать городу в собственность. Если не захотят, мы можем продолжать обслуживать. Вот по такой схеме мы создавали управляющую компанию, которая бы обслуживала и оборудование в автобусах, и процессинговый центр», — рассказывает Раздольская.
По словам Елены Раздольской, на сегодняшний день в Астане на рынке пассажирских перевозок работает 9 предприятий. При этом точной информации по пассажиропотоку практически нет.
«62 тысячи льготников, которые совершают проезд за счет акимата. Плюс достаточно большая доля населения пользуется проездными билетами, которые тоже распространяет город. При этом взаиморасчет между городом и перевозчиками за льготников и за проездные билеты происходит по формуле: пассажир — километр — место. То есть получается, что те большие автобусы, которые ездят на длинных и пустых маршрутах, от общей доли этих льготников и проездных получают больше, чем автобусы, которые перевозят основную массу. 6 млн долларов в год за льготников, которые перечисляются автопаркам, распределяются по этой схеме», — делится своими наработками представитель инвестора.
На первоначальном этапе предполагалась установка стационарных валидаторов. Но руководство столицы настояло на том, чтобы на переходном этапе оставить в автобусах кондукторов. Потому как астанчане не готовы одномоментно перейти к безналичной форме оплаты за проезд.
«Самое главное, что, наверное, тоже является основанием — это отсутствие законодательной базы, по которой могут оштрафовать за безбилетный проезд. На сегодняшний день вся ответственность за безбилетный проезд лежит на кондукторе, который обязан вас «обилетить». Поэтому нам было нужно внедрять мобильные валидаторы. При этом по бизнес-схеме, которую мы предложили городу, предусматривалось через два года уже начать установку стационарных валидаторов», — говорит Елена Раздольская.
Когда уже система была готова к вводу в опытную эксплуатацию, ТОО «Центр пассажирских перевозок г. Астаны» отказалось подписывать акт ввода.
«Все время ссылаются непосредственно на Управление транспорта и лично на акима, что они от акима команды «на старт» не получили. У меня есть протокол совещания акима, где на 1 мая 2013 года мы уже должны были стартовать», — рассказывает представитель инвестора.
Стоит отметить, что один из участников ТОО «R.B.S. Technologies» — АО «СПК «Astana» со 100-процентным участием акимата — инвестировало в проект 215,6 млн тенге.
«На письма СПК акимат тоже не отвечает, хотя аким — председатель совета директоров. Терпение закончилось, мы написали письмо, что компания на грани банкротства. Акимат ответил, что в связи с тем, что будет проводиться «ЭКСПО-2017», и будет разработана единая концепция комплексной транспортной схемы города, сроки внедрения системы «Электронный билет» нам будут сообщены «в ближайшей перспективе», — комментирует Елена Раздольская.
В конце декабря 2013 года председатель правления ТОО «Астана LRT», которое в свое время разрабатывало технико-экономическое обоснование системы легкорельсового трамвая, Талгат Ардан рассказал журналистам, что в конце 2014 года в автобусах столицы появятся терминалы электронного обилечивания в период реализации проекта БРТ (скоростных автобусных перевозок по отдельно отведенной полосе).
«Причем на бюджетные деньги. 100% — бюджетные деньги. Ни о каком инвестпроекте уже речь не идет. Мне хотелось бы знать: он помнил, что мы вообще-то тоже здесь есть, и с нами никто договоров не расторгал?» — задается вопросом представитель инвестора.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, председатель правления компании «SIME Тechnology» встретилась с заместителем акима Астаны Канатом Султанбековым.
«Он сказал мне, что единственный выход, который он видит: «Астана LRT» выкупит у нас оборудование. Я ответила: «Нет, оборудование мы продавать не будем». Но поскольку инвесторы уже очень устали от этого, они готовы продать свою долю и вернуть свои вложенные инвестиции. Мы договорились встретиться втроем: я, заместитель акима Султанбеков и директор «Астана LRT», и обсудить все детали», — рассказывает бизнесвумен.
15 февраля, на следующий день после расширенного заседания Правительства, где глава государства поручил кабинету министров РК создать «рай для инвесторов», Елену Раздольскую пригласили в акимат.
«Совещание было непротокольное. Там присутствовали незнакомые мне люди. Канат Танатарович (Султанбеков — заместитель акима Астаны — ред.) представил их как иностранных консультантов. И они вынесли свое заключение, что наша система морально и технологически устарела. На каком основании были вынесены заключения — неизвестно. Они не видели ни систему, ни оборудование. Когда я попросила дать мне заключение, они сказали, что его пока нет, они только будут его писать. А потом выяснилось, что это — представители той самой компании, которая будет устанавливать валидаторы для «Астана LRT»«, в те самые автобусы, которые купили на бюджетные деньги (3,7 млрд тенге по схеме софинансирования международным банком — ред.). Мне предложили «попытать счастья» в регионах, но в Астане мы работать не будем. При том, что акимат сам утвердил техническую спецификацию и конфигурацию переносных валидаторов. Это обошлось нам в два раза дороже, чем ставить стационарные валидаторы», — в подробностях описывает встречу Елена Раздольская.
— Внедрение этой системы отразится на стоимости проезда?
«Никоим образом. Мы провели огромную работу: маркетинговые исследования, обобщение мирового опыта, оптимизацию маршрутных сетей Астаны. Выяснилось, что сейчас перевозчики недополучают 30% прибыли ежемесячно. С внедрением «электронного билета» эта проблема исчезнет» — заверяет Раздольская.
Редакция ИА Zakon.kz обратилась с запросом в столичный акимат с просьбой ответить на ряд вопросов. В частности, на какие цели были израсходованы средства, вложенные АО «СПК «Астана» в уставный капитал ТОО «R.B.S. Technologies», почему этот проект так и не реализован, и включен ли проект «Электронный билет» в разрабатываемую Комплексную транспортную систему города Астаны.
В своем ответе акимат подтвердил, что средства, вложенные в проект «Электронный билет», все-таки были израсходованы на приобретение оборудования для организации системы электронного обилечивания в общественном транспорте. Прямой ответ на вопрос: почему инвестиционный проект так и не реализован — не получен. При этом поясняют, что внедрение электронной системы оплаты проезда все же предусмотрено в рамках проекта БРТ (скоростные автобусные перевозки). А потому как необходимо детальное проектирование, то этот процесс отложен до 2014-2016 года. В акимате также признались, что проект «Электронный билет» не предусмотрен в разработке Комплексной транспортной системы Астаны по причине разности функционала двух систем. Тогда как эти же чиновники заверяют ТОО «R.B.S. Technologies», что срок внедрения системы «Электронный билет» будет определен по мере разработки Комплексной транспортной системы города.
Таким образом, в воздухе повисли не только вложения инвестора, но и бюджетные 215,6 млн тенге, инвестированные в проект через АО «СПК «Aстана».
Сейчас инвесторы проекта готовят обращение в Совет иностранных инвесторов при президенте. К тому же, если ситуация не разрешится в ближайшее время, это грозит арбитражными судами как для ТОО «R.B.S. Technologies», так и для акимата Астаны.
«Поставщики сервисов и оборудования подают в суд на ТОО «R.B.S. Technologies» в Международный коммерческий арбитраж Лондона. Потому что предприятие не вывозит оборудование. А с другой стороны, инвесторы будут подавать иск туда же на возврат денег, уже на акимат Астаны непосредственно», — резюмировала Елена Раздольская.
Неужели так печально завершится первый в Казахстане проект государственно-частного партнерства на уровне местных исполнительных органов?
Источник - Profit.kz
Назад