Аналитика
Глобальные тенденции развития электронного правительства
24 Ноября 2011
Уже семь лет ООН выпускает отчеты по развитию национальных интернет-сервисов, телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала. Для получения хорошего рейтинга, должно быть найдено доказательство ориентированности на нужды граждан при построении электронного правительства, что, к сожалению, далеко не всегда имеет место.
Стремительный рост проникновения ШПД в развитых странах и мобильной связи — в развивающихся в различной степени отражается на существующие в этих страна практики электронных госуслуг. Большинство позиций в верхней части списка занимают страны с высоким доходом, что не удивительно. Они имеют явное преимущество в данном рейтинге, так как две трети его составляющих относятся к телекоммуникационной инфраструктуре и человеческому капиталу, которые требуют долговременных инвестиций. Перед развивающимися странами стоит куда более сложная задача: какой смысл в отличном сайте, если большинство жителей страны не имеет доступа в Сеть, не умеет читать и писать.
В наиболее бедных странах чрезвычайно успешны общественные центры, интернет-кафе и другие подобные точки доступа в интернет и обучения компьютерной грамотности населения. Но электронное правительство — это не только услуги и информация в сети.
Интернет становится мощным инструментом развития демократии, в особенности с использованием социальных медиа для получения обратной связи с гражданами и привлечения населения к принятию экономических и политических решений, как на местном, так и на национальном уровне. Дешевеющие мобильные технологии могут помочь преодолеть разрыв между развитыми и развивающимися странами. В Африке, Индии и других бедных регионах наблюдается бум мобильных телефонов, что, в свою очередь, стимулирует доступ к госуслугам через мобильные телефоны.
Причем часто это не мобильный интернет, a sms и другие подобные инструменты. К сожалению, подобные проекты остаются пока единичными в бедных странах, и часто осуществляются на деньги международных организаций и частных спонсоров.
И очень высок риск их закрытия, как только стороннее финансирование прекратится. Однако, есть и приятные исключения, такие как программы электронного образования в Бангладеш и Эфиопии, «мобильный доктор» в Руанде. Эти примеры показывают нам, что электронное правительство — не блажь богатых стран, оно приносит огромную пользу там, где привычной социальной и государственной инфраструктуры просто не существует.
Эфиопия — страна внутри африканского континента, ограниченный доступ к международным телекоммуникациям, низкий уровень грамотности, отсутствие публичного сектора. Кажется, что такая страна не может выиграть от информационной революции. В 2006 году правительство Эфиопии приняло план по внедрению информационных технологий в общественном секторе, поддержку малого бизнеса и модернизацию сельского хозяйства. К 2010 году 600 местных администраций были связаны с региональными и национальными ведомствами, 500 школ подключено к национальной образовательной сети, в 16 тысяч деревень проведен скоростной интернет-канал.
Впрочем, недостаток средств — проблема не только развивающихся стран. Исследование показывает, что многие правительства продолжают концентрироваться лишь на информационных сервисах. Создание сервисов интерактивных требует серьезной перестройки работы самой бюрократической системы, что не просто требует ресурсов, но часто идет в разрез с интересами самой бюрократии. Более того, в свете экономических трудностей программы развития электронного правительства часто оказываются в числе первых, отправляемых «под нож».
Возможным решением является постепенное расширение электронных сервисов, подчиняющееся комплексному плану: даже простые решения отдельных проблем приносят значительное повышение эффективности управления на местном уровне и удовлетворенность граждан. Но для этого также нужно решать проблему низкой осведомленность населения, которая наблюдается повсеместно. Государство обязано интересоваться, почему граждане не знают о существовании электронных услуг или предпочитают не использовать их вовсе. Порой причина всего лишь в плохом маркетинге, но чаще случается, что сервисы создаются без учета мнений конечного пользователя. Создание электронного правительства требует межведомственной кооперации, реорганизации бэк-офиса и перераспределения финансовых и трудовых ресурсов, что просто не берется в расчет при подписании амбициозных планов.
По тем же причинам в зачаточном состоянии находятся программы по электронному участию граждан в управлении. Многие учреждения собирают обратную связь на собственных сайтах или проводят опросы, но мало примеров комплексной работы в социальных медиа или создания специализированных площадок, таких как в Австралии, Великобритании, Канаде, Сингапуре, США и Южной Корее.
Наконец, повсеместной проблемой является острая нехватка ИТ-специалистов на государственной службе. Немногие учреждения могут конкурировать с частным секторам по зарплате, даже с учетом компенсаций, а имеющиеся профессионалы часто работают лишь ради получения опыта для перехода в частные компании. Похожий разрыв наблюдается и на управленческом уровне, в особенности в развивающихся странах, которым приходится нанимать зарубежных консультантов и специалистов.
Разработка программ развития eGov и мониторинг индикаторов стран ведется многими международными организациями, включая Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, Всемирный союз электросвязи, ОЭСР, Всемирный банк и другие. Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс, создание единого стандарта могло бы значительно упростить международное сотрудничество.
Это особенно важно в условиях серьезного сопротивления со стороны бюрократии: сообществе, где обмен информации скорее исключение, чем правило. Международное сотрудничество в области eGov стимулируется также экономической интеграцией, что мы можем наблюдать не только в Европейском Союзе, но и, например, в странах Карибского бассейна, Персидского залива, где региональные экономические организации приняли долговременные программы сотрудничества по eGov. Наконец, региональные усилия поддерживаются планами, изложенными .в положениях Всемирного Саммита по информационному обществу: создать «подключенный» мир к 2015 году. Важно помнить, что в корне eGov не технологическая модернизация, но развитие гражданского общества и демократических институтов, которые бы помогали людям жить лучше и быть услышанными.
Этапы эволюции электронного правительства
1. Появление информационных сервисов
Правительственные сайты предоставляют гражданам информацию о государственной политике и управлении, законах и постановлениях. Сайты учреждений содержат справочные документы и информацию о предоставляемых населению услугах.
2. Расширенные информационные сервисы
Сайты предоставляют возможность односторонних или простых двусторонних коммуникаций между гражданами и чиновниками, в виде форм или документов в электронном виде. Появляется возможность запроса некоторых печатных документов (справок, выписок), отправляемых по почте.
3. Транзакционные сервисы
Правительственные сайты активно стимулируют двусторонние коммуникации с гражданами, в том числе с целью получения обратной связи по новым законодательным инициативами, программам и тп. Внедряется некая форма сетевой аутентификации граждан (электронная подпись). Онлайновые сервисы включают в себя электронное голосование, заполнение налоговых деклараций, выдачу лицензий, сертификатов и разрешений. Оплата пошлин за услуги также осуществляется через сеть (или мобильный телефон).
4. Связанные сервисы
Правительственные сайты изменили способы коммуникаций с гражданами. Политики и чиновники инициируют сбор информации и мнений с помощью инструментов Web 2.0. Электронные сервисы и решения проходят через все учреждения незаметно для граждан. Данные, информация и знания от учреждений передаются в общедоступный пул через интегрированные приложения. Деятельность правительства перешла к гражданско-ориентированному подходу, электронные сервисы кастомизируются под определенные демографические и социальные группы, стандартные жизненные события и чрезвычайные ситуации. Государство создало среду, в которой граждане уполномочены принимать более активное участие в принятии решений.
Основные индикаторы для составления индекса
- Доля персонала правительственных учреждений с ПК на рабочем месте.
- Доля персонала правительственных учреждений с доступом в интернет на рабочем месте.
- Доля правительственных учреждений с сайтом и электронной базой данных.
- Доля правительственных учреждений с корпоративной сетью
- Доля правительственных учреждений, предлагающих услуги, доступные на мобильных устройствах.
- Доля ИТ-персонала в правительственных учреждениях
- Число успешных хакерских атак на правительственные сайты и проникновений в сети.
- Доля спама к общему числу получаемых сообщений
- Доля затрат на ИТ к общим затратам на деятельность правительственных учреждений.
- Доля бюджета ИТ, выделяющаяся на улучшение инфраструктуры и обучение персонала.
- Доля правительственных учреждений с доступом в интернет (по типу доступа).
- Доля открытого ПО к закрытому в правительственных учреждениях
- Доля используемого ПО по типу (офис, бухгалтерия, БД и тп.) в правительственных учреждениях
- Доля обученного персонала в правительственных учреждениях
- Доля правительственных учреждений, оказывающих услуги в интернете и тип услуг
- Доля запросов, проходящих электронно, к общему числу запросов правительственных учреждений
- Доля запросов через интернет к общему числу запросов правительственных учреждений
- Степень удовлетворенности пользователей госуслуг в интернете
Страны с наиболее развитым электронным правительством | ||||
---|---|---|---|---|
Место | Страна | Индекс развития электронного правительства | ||
1 | Южная Корея | 0.8785 | ||
2 | США | 0.8510 | ||
3 | Канада | 0.8448 | ||
4 | Великобритания | 0.8147 | ||
5 | Нидерланды | 0.8097 | ||
6 | Норвегия | 0.8020 | ||
7 | Дания | 0.7872 | ||
8 | Австралия | 0.7863 | ||
9 | Испания | 0.7516 | ||
10 | Франция | 0.7510 | ||
11 | Сингапур | 0.7476 | ||
12 | Швеция | 0.7474 | ||
13 | Бахрейн | 0.7363 | ||
14 | Новая Зеландия | 0.7311 | ||
15 | Германия | 0.7309 | ||
16 | Бельгия | 0.7225 | ||
17 | Япония | 0.7152 | ||
18 | Швейцария | 0.7136 | ||
19 | Финляндия | 0.6967 | ||
20 | Эстония | 0.6965 |
Развивающиеся страны - лидеры в области электронного правительства | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место | Страна |
Индекс развития электронного правительства |
Место в рейтинге |
||
2010 | 2008 | 2010 | 2008 | ||
1 | Южная Корея | 0.8758 | 0.8317 | 1 | 6 |
2 | Сингапур | 0.7476 | 0.7009 | 11 | 23 |
3 | Бахрейн | 0.7363 | 0.5723 | 13 | 42 |
4 | Израиль | 0.6552 | 0.7393 | 26 | 17 |
5 | Колумбия | 0.6125 | 0.5317 | 31 | 52 |
6 | Малазия | 0.6101 | 0.6063 | 32 | 34 |
7 | Чили | 0.6014 | 0.5819 | 34 | 40 |
8 | Уругвая | 0.5848 | 0.5645 | 36 | 48 |
9 | Барбадос | 0.5714 | 0.5667 | 40 | 46 |
10 | Кипр | 0.5705 | 0.6019 | 42 | 35 |
11 | Казахстан | 0.5578 | 0.4743 | 46 | 81 |
12 | Аргентина | 0.5467 | 0.5844 | 48 | 39 |
13 | ОАЭ | 0.5349 | 0.6301 | 49 | 32 |
14 | Кувейт | 0.5290 | 0.5202 | 50 | 57 |
15 | Иордания | 0.5278 | 0.5480 | 51 | 50 |
16 | Монголия | 0.5243 | 0.4735 | 53 | 82 |
17 | Украина | 0.5181 | 0.5728 | 54 | 41 |
18 | Антигуа и Барбуда | 0.5154 | 0.4485 | 55 | 96 |
19 | Мексика | 0.5150 | 0.5893 | 56 | 37 |
20 | Саудовская Аравия | 0.5142 | 0.4935 | 58 | 70 |
21 | Россия | 0.5136 | 0.5120 | 59 | 60 |
22 | Бразилия | 0.5006 | 0.5679 | 61 | 45 |
23 | Катар | 0.4928 | 0.5314 | 62 | 53 |
24 | перу | 0.4923 | 0.5252 | 63 | 55 |
25 | Беларусь | 0.4900 | 0.5213 | 64 | 56 |
Страны с наиболее развитым электронным правительством - Африка | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место |
Страна |
Индекс развития электронного правительства |
Место в рейтинге |
||
2010 | 2008 | 2010 | 2008 | ||
1 | Тунис | 0.4826 | 0.3458 | 66 | 124 |
2 | Мавритания | 0.4645 | 0.5086 | 77 | 63 |
3 | Египет | 0.4518 | 0.4767 | 86 | 79 |
4 | ЮАР | 0.4306 | 0.5115 | 97 | 61 |
5 | Сельшельские острова | 0.4179 | 0.4942 | 104 | 69 |
6 | Кабро-Верде | 0.4054 | 0.4158 | 108 | 104 |
7 | Ливия | 0.3799 | 0.3546 | 114 | 120 |
8 | Ботсвана | 0.3637 | 0.3647 | 117 | 118 |
9 | Лесото | 0.3512 | 0.3805 | 121 | 114 |
10 | Габон | 0.3420 | 0.3228 | 123 | 129 |
Страны с наиболее развитым электронным правительством -Америка | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место | Страна |
Индекс развития электронного правительства |
Место в рейтинге |
||
2010 | 2008 | 2010 | 2008 | ||
1 | США | 0.8510 | 0.8644 | 2 | 4 |
2 | Канада | 0.8448 | 0.8172 | 3 | 7 |
3 | Колумбия | 0.6125 | 0.5317 | 31 | 52 |
4 | Чили | 0.6014 | 0.5819 | 34 | 40 |
5 | Уругвай | 0.5848 | 0.5645 | 36 | 48 |
6 | Барбадос | 0.5714 | 0.5667 | 40 | 46 |
7 | Аргентина | 0.5467 | 0.5844 | 48 | 39 |
8 | Антигуа и Барбуда | 0.5154 | 0.4485 | 55 | 96 |
9 | Мексика | 0.5150 | 0.5893 | 56 | 37 |
10 | Бразилия | 0.5006 | 0.5679 | 61 | 45 |
Страны с наиболее развитым электронным правительством - Азия | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место | Страна |
Индекс развития электронного правительства |
Место в рейтинге |
||
2010 | 2008 | 2010 | 2008 | ||
1 | Южная Корея | 0.8785 | 0.8317 | 1 | 6 |
2 | Сингапур | 0.7476 | 0.7009 | 11 | 23 |
3 | Бахрейн | 0.7363 | 0.5723 | 13 | 42 |
4 | Япония | 0.7152 | 0.7703 | 17 | 11 |
5 | Израиль | 0.6552 | 0.7393 | 26 | 17 |
6 | Малазия | 0.6101 | 0.6063 | 32 | 34 |
7 | Кипр | 0.5705 | 0.6019 | 42 | 35 |
8 | Казахстан | 0.5578 | 0.4743 | 46 | 81 |
9 | ОАЭ | 0.5349 | 0.6301 | 49 | 32 |
10 | Кувейт | 0.5290 | 0.5202 | 50 | 57 |
Страны с наиболее развитым электронным правительством - Европа | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место | Страна |
Индекс развития электронного правительства |
Место в рейтинге |
||
2010 | 2008 | 2010 | 2008 | ||
1 | Великобритания | 0.8147 | 0.7872 | 4 | 10 |
2 | Нидерланды | 0.8097 | 0.8631 | 5 | 5 |
3 | Норвегия | 0.8020 | 0.8921 | 6 | 3 |
4 | Дания | 0.7872 | 0.9134 | 7 | 2 |
5 | Испания | 0.7516 | 0.7228 | 9 | 20 |
6 | Франция | 0.7510 | 0.8038 | 10 | 9 |
7 | Швеция | 0.7474 | 0.9157 | 12 | 1 |
8 | Германия | 0.7309 | 0.7136 | 15 | 22 |
9 | Бельгия | 0.722 | 0.6779 | 16 | 24 |
10 | Швецария | 0.7136 | 0.7626 | 18 | 12 |
Назад