Внимание!
У нас изменился
номер телефона
По всем вопросам поддержки web-сайтов
обращайтесь по новому телефону
8 7212 99 66 35
Ваша оценка государственных интернет услуг?
  • Аналитика

Глобальные тенденции развития электронного правительства
25 Ноября 2011

Уже семь лет ООН выпускает отчеты по развитию национальных интернет-сервисов, телекоммуникационной инфраструк­туры и человеческого капитала. Для полу­чения хорошего рейтинга, должно быть найдено доказательство ориентирован­ности на нужды граждан при построении электронного правительства, что, к сожа­лению, далеко не всегда имеет место.

Стре­мительный рост проникновения ШПД в развитых странах и мобильной связи — в развивающихся в различной степени отра­жается на существующие в этих страна практики электронных госуслуг. Большин­ство позиций в верхней части списка зани­мают страны с высоким доходом, что не удивительно. Они имеют явное преимуще­ство в данном рейтинге, так как две трети его составляющих относятся к телеком­муникационной инфраструктуре и чело­веческому капиталу, которые требуют долговременных инвестиций. Перед разви­вающимися странами стоит куда более сложная задача: какой смысл в отличном сайте, если большинство жителей страны не имеет доступа в Сеть, не умеет читать и писать.

В наиболее бедных странах чрез­вычайно успешны общественные центры, интернет-кафе и другие подобные точки доступа в интернет и обучения компью­терной грамотности населения. Но элек­тронное правительство — это не только услуги и информация в сети.

Интернет становится мощным инструментом развития демократии, в особенности с использованием социальных медиа для получения обратной связи с гражданами и привлечения населения к принятию эконо­мических и политических решений, как на местном, так и на национальном уровне. Дешевеющие мобильные технологии могут помочь преодолеть разрыв между развитыми и развивающимися странами. В Африке, Индии и других бедных регионах наблюдается бум мобильных телефонов, что, в свою очередь, стимулирует доступ к госуслугам через мобильные телефоны.

Причем часто это не мобильный интернет, a sms и другие подобные инструменты. К сожалению, подобные проекты оста­ются пока единичными в бедных странах, и часто осуществляются на деньги междуна­родных организаций и частных спонсоров.

И очень высок риск их закрытия, как только стороннее финансирование прекратится. Однако, есть и приятные исключения, такие как программы электронного образо­вания в Бангладеш и Эфиопии, «мобильный доктор» в Руанде. Эти примеры показывают нам, что электронное правительство — не блажь богатых стран, оно приносит огромную пользу там, где привычной соци­альной и государственной инфраструктуры просто не существует.

Эфиопия — страна внутри африканского континента, ограни­ченный доступ к международным телеком­муникациям, низкий уровень грамотности, отсутствие публичного сектора. Кажется, что такая страна не может выиграть от информационной революции. В 2006 году правительство Эфиопии приняло план по внедрению информационных технологий в общественном секторе, поддержку малого бизнеса и модернизацию сельского хозяйства. К 2010 году 600 местных администраций были связаны с региональными и национальными ведомствами, 500 школ подключено к национальной образовательной сети, в 16 тысяч деревень проведен скоростной интернет-канал.

Впрочем, недостаток средств — проблема не только развивающихся стран. Исследо­вание показывает, что многие правитель­ства продолжают концентрироваться лишь на информационных сервисах. Создание сервисов интерактивных требует серь­езной перестройки работы самой бюрокра­тической системы, что не просто требует ресурсов, но часто идет в разрез с интере­сами самой бюрократии. Более того, в свете экономических трудностей программы развития электронного правитель­ства часто оказываются в числе первых, отправляемых «под нож».

Возможным решением является постепенное расши­рение электронных сервисов, подчиняю­щееся комплексному плану: даже простые решения отдельных проблем приносят значительное повышение эффективности управления на местном уровне и удовле­творенность граждан. Но для этого также нужно решать проблему низкой осведом­ленность населения, которая наблюдается повсеместно. Государство обязано интере­соваться, почему граждане не знают о суще­ствовании электронных услуг или предпо­читают не использовать их вовсе. Порой причина всего лишь в плохом маркетинге, но чаще случается, что сервисы создаются без учета мнений конечного пользователя. Создание электронного правительства требует межведомственной кооперации, реорганизации бэк-офиса и перераспре­деления финансовых и трудовых ресурсов, что просто не берется в расчет при подпи­сании амбициозных планов.

По тем же причинам в зачаточном состоянии находятся программы по элек­тронному участию граждан в управлении. Многие учреждения собирают обратную связь на собственных сайтах или проводят опросы, но мало примеров комплексной работы в социальных медиа или создания специализированных площадок, таких как в Австралии, Великобритании, Канаде, Сингапуре, США и Южной Корее.

Наконец, повсеместной проблемой явля­ется острая нехватка ИТ-специалистов на государственной службе. Немногие учре­ждения могут конкурировать с частным секторам по зарплате, даже с учетом компенсаций, а имеющиеся профессио­налы часто работают лишь ради получения опыта для перехода в частные компании. Похожий разрыв наблюдается и на управ­ленческом уровне, в особенности в разви­вающихся странах, которым приходится нанимать зарубежных консультантов и специалистов.

Разработка программ развития eGov и мониторинг индикаторов стран ведется многими международными организациями, включая Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, Всемирный союз электросвязи, ОЭСР, Всемирный банк и другие. Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс, создание единого стандарта могло бы значительно упростить международное сотрудничество.

Это особенно важно в условиях серьезного сопротивления со стороны бюрократии: сообществе, где обмен информации скорее исключение, чем правило. Международное сотрудничество в области eGov стимули­руется также экономической интеграцией, что мы можем наблюдать не только в Евро­пейском Союзе, но и, например, в странах Карибского бассейна, Персидского залива, где региональные экономические органи­зации приняли долговременные программы сотрудничества по eGov. Наконец, регио­нальные усилия поддерживаются планами, изложенными .в положениях Всемирного Саммита по информационному обществу: создать «подключенный» мир к 2015 году. Важно помнить, что в корне eGov не техно­логическая модернизация, но развитие гражданского общества и демократических институтов, которые бы помогали людям жить лучше и быть услышанными.

 

Этапы эволюции электронного правительства
 

      1.   Появление информационных сервисов

Правительственные сайты предоставляют гражданам информацию о государственной политике и управлении, законах и поста­новлениях. Сайты учреждений содержат справочные документы и информацию о предоставляемых населению услугах.

      2.  Расширенные информационные сервисы

Сайты предоставляют возможность односторонних или простых двусторонних коммуникаций между гражданами и чиновни­ками, в виде форм или документов в электронном виде. Появляется возможность запроса некоторых печатных документов (справок, выписок), отправляемых по почте.

      3. Транзакционные сервисы

Правительственные сайты активно стимулируют двусторонние коммуникации с гражданами, в том числе с целью получения обратной связи по новым законодательным инициативами, программам и тп. Внедряется некая форма сетевой аутентифи­кации граждан (электронная подпись). Онлайновые сервисы включают в себя электронное голосование, заполнение налоговых деклараций, выдачу лицензий, сертификатов и разрешений. Оплата пошлин за услуги также осуществляется через сеть (или мобильный телефон).

      4.  Связанные сервисы

 Правительственные сайты изменили способы коммуникаций с гражданами. Политики и чиновники инициируют сбор инфор­мации и мнений с помощью инструментов Web 2.0. Электронные сервисы и решения проходят через все учреждения незаметно для граждан. Данные, информация и знания от учреждений передаются в общедоступный пул через интегрированные прило­жения. Деятельность правительства перешла к гражданско-ориентированному подходу, электронные сервисы кастомизируются под определенные демографические и социальные группы, стандартные жизненные события и чрезвычайные ситуации. Государство создало среду, в которой граждане уполномочены принимать более активное участие в принятии решений.
 

Основные индикаторы для составления индекса

  • Доля персонала правительственных учреждений с ПК на рабочем месте.
  • Доля персонала правительственных учреждений с доступом в интернет на рабочем месте.
  • Доля правительственных учреждений с сайтом и электронной базой данных.
  • Доля правительственных учреждений с корпоративной сетью
  • Доля правительственных учреждений, предлагающих услуги, доступные на мобильных устройствах.
  • Доля ИТ-персонала в правительственных учреждениях
  • Число успешных хакерских атак на правительственные сайты и проникновений в сети.
  • Доля спама к общему числу получаемых сообщений
  • Доля затрат на ИТ к общим затратам на деятельность правительственных учреждений.
  • Доля бюджета ИТ, выделяющаяся на улучшение инфраструктуры и обучение персонала.
  • Доля правительственных учреждений с доступом в интернет (по типу доступа).
  • Доля открытого ПО к закрытому в правительственных учреждениях
  • Доля используемого ПО по типу (офис, бухгалтерия, БД и тп.) в правительственных учреждениях
  • Доля обученного персонала в правительственных учреждениях
  • Доля правительственных учреждений, оказывающих услуги в интернете и тип услуг
  • Доля запросов, проходящих электронно, к общему числу запросов правительственных учреждений
  • Доля запросов через интернет к общему числу запросов правительственных учреждений
  • Степень удовлетворенности пользователей госуслуг в интернете

 

Страны с наиболее развитым электронным правительством
Место Страна Индекс развития электронного правительства
1 Южная Корея 0.8785
2 США 0.8510
3 Канада 0.8448
4 Великобритания 0.8147
5 Нидерланды 0.8097
6 Норвегия 0.8020
7 Дания 0.7872
8 Австралия 0.7863
9 Испания 0.7516
10 Франция 0.7510
11 Сингапур 0.7476
12 Швеция 0.7474
13 Бахрейн 0.7363
14 Новая Зеландия 0.7311
15 Германия 0.7309
16 Бельгия 0.7225
17 Япония 0.7152
18 Швейцария 0.7136
19 Финляндия 0.6967
20 Эстония 0.6965

 

Развивающиеся страны - лидеры в области электронного правительства
Место Страна

Индекс развития электронного правительства

Место в рейтинге

    2010 2008 2010 2008
1 Южная Корея 0.8758 0.8317 1 6
2 Сингапур 0.7476 0.7009 11 23
3 Бахрейн 0.7363 0.5723 13 42
4 Израиль 0.6552 0.7393 26 17
5 Колумбия 0.6125 0.5317 31 52
6 Малазия 0.6101 0.6063 32 34
7 Чили 0.6014 0.5819 34 40
8 Уругвая 0.5848 0.5645 36 48
9 Барбадос 0.5714 0.5667 40 46
10 Кипр 0.5705 0.6019 42 35
11 Казахстан 0.5578 0.4743 46 81
12 Аргентина 0.5467 0.5844 48 39
13 ОАЭ 0.5349 0.6301 49 32
14 Кувейт 0.5290 0.5202 50 57
15 Иордания 0.5278 0.5480 51 50
16 Монголия 0.5243 0.4735 53 82
17 Украина 0.5181 0.5728 54 41
18 Антигуа и Барбуда 0.5154 0.4485 55 96
19 Мексика 0.5150 0.5893 56 37
20 Саудовская Аравия 0.5142 0.4935 58 70
21 Россия 0.5136 0.5120 59 60
22 Бразилия 0.5006 0.5679 61 45
23 Катар 0.4928 0.5314 62 53
24 перу 0.4923 0.5252 63 55
25 Беларусь 0.4900 0.5213 64 56

 

Страны с наиболее развитым электронным правительством - Африка

Место

Страна

Индекс развития электронного правительства

Место в рейтинге

    2010 2008 2010 2008
1 Тунис 0.4826 0.3458 66 124
2 Мавритания 0.4645 0.5086 77 63
3 Египет 0.4518 0.4767 86 79
4 ЮАР 0.4306 0.5115 97 61
5 Сельшельские острова 0.4179 0.4942 104 69
6 Кабро-Верде 0.4054 0.4158 108 104
7 Ливия 0.3799 0.3546 114 120
8 Ботсвана 0.3637 0.3647 117 118
9 Лесото 0.3512 0.3805 121 114
10 Габон 0.3420 0.3228 123 129

 

Страны с наиболее развитым электронным правительством -Америка
Место Страна

Индекс развития электронного правительства

Место в рейтинге

    2010 2008 2010 2008
1 США 0.8510 0.8644 2 4
2 Канада 0.8448 0.8172 3 7
3 Колумбия 0.6125 0.5317 31 52
4 Чили 0.6014 0.5819 34 40
5 Уругвай 0.5848 0.5645 36 48
6 Барбадос 0.5714 0.5667 40 46
7 Аргентина 0.5467 0.5844 48 39
8 Антигуа и Барбуда 0.5154 0.4485 55 96
9 Мексика 0.5150 0.5893 56 37
10 Бразилия 0.5006 0.5679 61 45

 

Страны с наиболее развитым электронным правительством - Азия
Место Страна

Индекс развития электронного правительства

Место в рейтинге

    2010 2008 2010 2008
1 Южная Корея 0.8785 0.8317 1 6
2 Сингапур 0.7476 0.7009 11 23
3 Бахрейн 0.7363 0.5723 13 42
4 Япония 0.7152 0.7703 17 11
5 Израиль 0.6552 0.7393 26 17
6 Малазия 0.6101 0.6063 32 34
7 Кипр 0.5705 0.6019 42 35
8 Казахстан 0.5578 0.4743 46 81
9 ОАЭ 0.5349 0.6301 49 32
10 Кувейт 0.5290 0.5202 50 57

 

Страны с наиболее развитым электронным правительством - Европа
Место Страна

Индекс развития электронного правительства

Место в рейтинге

    2010 2008 2010 2008
1 Великобритания 0.8147 0.7872 4 10
2 Нидерланды 0.8097 0.8631 5 5
3 Норвегия 0.8020 0.8921 6 3
4 Дания 0.7872 0.9134 7 2
5 Испания 0.7516 0.7228 9 20
6 Франция 0.7510 0.8038 10 9
7 Швеция 0.7474 0.9157 12 1
8 Германия 0.7309 0.7136 15 22
9 Бельгия 0.722 0.6779 16 24
10 Швецария 0.7136 0.7626 18 12

 


Назад

УРОВЕНЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Всего в системе
610 сайтов

Новости


Информационная система «Чиновник.KZ» Служба поддержки Помощь