Аналитика
Информационный портал Латвии
21 Сентября 2011
Первая страница
Вспомнив жаркую дискуссию на тему дискриминации по языковому признаку под «эстонским» хабратопиком, я сразу нажала на «RU» и попала на русифицированную главную страницу портала. Очень порадовалась, что портал будет понятен и русскоязычным жителям Латвии. Как можно видеть, портал содержит информацию о самом государстве — краткая история, описание главных сфер жизни — экономики, культуры, внешней политики, общества, безопасности и т.д. Есть возможность попась в каталог услуг и e-услуг.
Основная страница
Радость на счёт русификации оказалась преждевременной, так как первый же переход по ссылке выдал мне сообщение о том, что информация доступна только на латышском языке. Исследовав «путеводитель», оказалось, что основная и самая важная часть информации доступна только на государственном языке.
Информации на нужном Вам языке нет
Чем портал может помочь обычному жителю Латвии?
Во-первых, это место, где собраны ссылки на информационные ресурсы всех государственных учереждений. Например, я не знаю адрес сайта Министерства внутренних дел. Зайдя в раздел «Безопасность», я вижу ссылку на этот ресурс — http://www.iem.gov.lv/?lng=ru. Приятно, что в зависимости от выбранного языка самого портала, даётся ссылка на ресурс на соответствующем языке (к сожалению, в основном, на всех государственных порталах информация на русском языке не полна или вообще отсутствует).
Полезные ссылки
Во-вторых, здесь собран каталог всех услуг, которые оказывает государство своим жителям. Поиск в каталоге возможен по названию услуги, по ключевому слову, по жизненной ситуации (брак, семейные ссоры, наследство...), по тому, кто оказывает услугу (Рижская дума, министерство внутренних дел, почта...), по региону (Рига, Лиепая, Лимбажский район… ), по статусу самого пользователя (любая личность, юридическое лицо, физическое лицо...), по каналу получения услуги (телефон, почта, СМС...). Описание услуги содержит информацию о месте её получения, о времени работы учереждений, о цене, о нужных для получения услуги документах, о частоте и времени получения услуги (например, подача декларации), доступны так же формуляры необходимые к заполнению — если захотел заполнить бумаги дома, то документ можно распечатать. Вся эта информация доступна без авторизации.
Поиск по каталогу услуг
В-третьих, на портале доступны электронные услуги. Изучение услуг авторизации не требует. Можно бродить по каталогу, изучать возможности, но для получения самой услуги необходимо подтвердить свою личность.
Ссылки на разные виды авторизации
Подтвердить свою личность можно следующими способами:
С помощью электронной подписи. Саму услугу электронной подписи в Латвии оказывает Латвийская почта (Latvijas pasts). Карточку можно заказать в любом почтовом отделении. Картридер для считывания информации должен быть одобрен почтой.
Аутентификация через интернет-банк. На данный момент договор заключён с 5 банками, если есть карточки для интернет-банка, такая авторизация проблем не вызовет.
С помощью мобильной подписи (Mobile ID). Пользователи этой услуги могут с помощью зарегистрированного мобильного телефона удостоверять свою личность. Пользователь получает Мобильную подпись, поменяв SIM-карту у мобильного оператора с сохранением подключения. Авторизоваться или подтвердить выбор услуги можно, позвонив в центр обслуживания вызовов поставщика услуги или введя номер своего мобильного телефона на интернет-сайте поставщика услуги, как это реализованно в данном случае.
Используя регистрацию на самом портале, это снимает необходимость использовать вышеперечисленные методы каждый раз, но при регистрации на портале личность подтвердить придётся.
Мобильная подпись
В Латвии нет электронной карточки удостоверения личности, как В Эстонии и Литве. Дебаты по поводу её ввода в стране ведутся давно, но общественность боится, что ввод новой услуги обойдётся для обычных жителей слишком дорого (возможное разворовывание выделенных средств, откаты, искусственное завышение цены и т.д.), как это было, например, с введением электронного билета на проезд в столице.
Какие электронные услуги доступны на данный момент? Всего их 29. Перечислю некоторые из них:
Запрос на повторное получение свидетельства о рождении.
Возможность подать заявление о поступлении на дневное отделение в три университета Латвии — LU, LLU, RTU.
Подача декларации
Заявление в Государственную полицию. Можно, например, электронно пожаловать на соседа.
Запрос на получение справки об отсутствии судимости.
Запрос на получение разрешения на вырубку деревьев
Запрос на повторное получение свидетельства о браке
Можно получить информацию о своём семейном враче
...
ЗЫ: В Латвии есть так же второй информационный ресурс, являющийся более специализированной версией вышеупомянутого — https://ivis.eps.gov.lv/ivisportal/. Здесь содержится информация об услугах, есть техническая информация для программистов, которым необходима техническая поддержка для создания новой электронной услуги — например, есть описание сервисов, ХМL схемы, так же есть форум, где можно обсудить технические проблемы.
Интегрированная государственная информационная система
Выводы
Чего ещё хочется в этой сфере? Ещё больше электронных услуг — разных и полезных. Большее освещение портала в прессе, просвящение жителей Латвии о такой возможности (сама узнала об этом портале только из-за необходимости на работе реализовывать электронную услугу). Хочется единую электронную карту, как у наших соседей — литовцев и эстонцев. Хочется полноценной русификации информации, для не-молодёжи это было бы очень полезно (новое поколениее в основном хорошо знает латышский).
Назад