Внимание!
У нас изменился
номер телефона
По всем вопросам поддержки web-сайтов
обращайтесь по новому телефону
8 7212 99 66 35
Ваша оценка государственных интернет услуг?
  • Новости

Каким должен быть цифровой акимат?
25 Ноября 2011

Большие города уходят в он-лайн. Виртуальное лицо Алматы — официальный портал акима города www.almaty.kz. Функциональный, простой, удобный, и максимально интегрированный в систему электронного правительства.
Сейчас портал предоставляет более 20 интерактивных электронных услуг, в том числе 9 государственных, которые официально утверждены правительством в специальном реестре. Самый популярный – поиск лекарств в аптеках.
С нового года государственных услуг будет 19. Добавятся сервисы по оказанию помощи инвалидам, по вопросам различных прав несовершеннолетних, можно будет запросить архивные документы, встать на учет и получить справку об этом безработным и т.д. В пилотном режиме последняя услуга, как и еще несколько по социальной защите, уже запущены для жителей Жетысуского района.
И сейчас разработчики ломают голову — что бы еще такое добавить, чтобы на сайт пришли и активно им пользовались бизнесмены.

Так и получился этот диалог — живой, на злобу дня. Об услугах отдельного портала и об услугах электронного правительства в целом. Потому что люди хотят интегрированности всех госорганов в одну систему. Чтобы было как можно проще. Чтобы блондинки могли этим пользоваться! Такое пожелание высказала директор репортажей войны и мира Александра Казакова, выступившая в роли бизнес-вумэн.
Отвечали на вопросы Александры — Владимир Скляренко, начальник отдела проектирования ЦИС, один из разработчиков сайта almaty.kz и Михаил Тюнин, директор фонда «Информационные инициативы».

Михаил Тюнин: Я всегда делаю акцент, что электронные услуги акимата Алматы более социально направлены, нежели бизнес-ориентированы.

Владимир Скляренко: Что нужно предпринимателю? Зарегистрироваться, получить лицензию. На сайте есть необходимая справочная информация, законы, бланки заявлений, подробно описан порядок регистрации и получения лицензии. Есть отправка запроса к базе данных соответствующего подразделения акимата – если вы подали документы, можете проверить, как продвигается регистрация. В настоящее время по всей стране внедряется единая система электронного лицензирования, и когда она заработает, мы с ней тоже будем связаны.

Михаил Тюнин: Кстати, зачем заставляют дублировать документы бумажками, если все данные есть в электронном формате. Зачем в бумажном виде распечатанная электронная справка? Если очень надо – сами печатайте. И когда проводят конкурс « получи 8 справок и получи приз» я начинаю думать, есть ли у на электронное правительство. Справок быть вообще не должно!

Владимир Скляренко: Чтобы такого не было, у нас планируется интеграция между местными исполнительными органами и базой данных государства. Хотя, с точки зрения чиновника, логика простая. Завтра придет проверка из прокуратуры и спросит – а где бумажные документы? Но мы отвлеклись от темы.

Александра Казакова: А можно как-то вне очереди пропуск в акимат получить? На входе в бюро пропусков жуткая толкучка.

Владимир Скляренко: Вообще-то у нас рассматривается идея сделать электронную регистрацию «запись на прием». Сейчас в открытом доступе 9 электронных государственных услуг, и все они включают прием без очереди. Например, новая услуга – «Постановка на учет в качестве безработного». Вашу заявку рассматривают сотрудники отдела занятости. Затем на сайте можно следить, как продвигается заявка. Когда все документы готовы, вам поставят статус «Исполнено». Тогда можно распечатать специальный талон на посещение, и вас по нему примут без очереди.

Александра Казакова: У меня есть ИП. Объясните мне простую вещь, что мешает госорганам внедрить упрощенную систему оформления документов и работы с клиентами?

Владимир Скляренко: Сейчас идет тенденция к упрощению любой услуги и сокращению пакета документов. Фамилия-имя, дети-жены и т.д. Все, что можно запросить в государственных базах данных, на бумаге нести будет не нужно, но, опять же, нужна их интеграция. Как я уже говорил, сейчас эти вопросы решаются. Сложность для оказания услуг через интернет — заставить население получить ЭЦП — электронную цифровую подпись. ЭЦП нужна, чтобы человек мог через специальный механизм подтвердить, что это именно он запрашивает услугу, это практически своеобразное «удостоверение личности», только предъявляемое через интернет. Но сам процесс получения ЭЦП хотелось бы упростить. Зачем бабушке два дня устанавливать себе на компьютер специальное ПО, заполнять заявку, идти с распечаткой заявки в ЦОН, чтобы потом ей по электронной почте прислали ссылку, а затем по этой ссылке скачивать дополнительные ключи? Было бы замечательно выдавать ЭЦП вместе с удостоверением личности, а также обязать получать цифровую подпись при приеме на госслужбу.

Александра Казакова: Я не бабушка, и не хочу стоять в очереди. Меня очень устраивает работа в интернете, но я каждый раз за справками иду ногами и беру их руками. Потому что, чтобы получить электронную цифровую подпись, тоже нужна куча справок.

Михаил Тюнин: За рубежом, к примеру, в Эстонии, удостоверение личности уже включает ЭПЦ. Точно такое же удостоверение с чипом, как наше новое. Единственное, у нас разные способы криптоцифрования. В Казахстане используется российский ключ, который требует привязки к ПО на твоей машине. Нереально использовать ЭПЦ где-то в пункте общественного доступа! Мы недавно проводили вместе с Гражданским альянсом эксперимент, и поняли, что получить услугу таким образом невозможно. Людям записали все на флешку, и они не смогли получить услугу – им постоянно выдавало ошибку. Дома за компьютером – пожалуйста. Вывод: пока ЭПЦ работает хорошо, если вы привязаны к конкретной машине. А гражданин Эстонии берет специальный карт-ридер, стоимостью в десять баксов, и работает откуда хочет. На карт-ридере есть весь необходимый софт. Да, и кстати, у нас еще и проблемы с приемом таких, полученных по интернету, документов. Попробуйте, покажите участковому электронную справку. Он посмотрит и скажет – подпись кайда?

Александра Казакова: У меня пожелание! Я русскоязычная хозяйка ИП. Выложите на сайте дублирующую информацию на двух языках – русском и казахском! Шаблоны стандартных документов – приказ о командировках, приказ о найме, об увольнении. И макет учетной налоговой политики. Это талмуд такой, без него сейчас налоговая 200 МРП штрафа сразу вкатит. Я своего бухгалтера пошлю по ссылке на ваш сайт, и убью двух зайцев. а) бухгалтер увидела перечень необходимой документации б) я сэкономила на переводчике.

Михаил Тюнин: У меня вопрос касательно ГОСТов. Почему не выкладывают стандарты в открытый доступ, ведь это же существенная помощь предпринимателям. Или перечень сертифицированных товаров.

Владимир Скляренко: Это вопрос межведомственной коммуникации. Ну кто свою базу в открытый доступ даст? Это республиканский уровень, а акимат работает на локальном. Я думаю, нужно специальное решение правительства, чтобы все это выложить. Отдельные нормативные акты на сайте присутствуют. Что касается внутренних документов, если их нам предоставляют – мы их размещаем.

Александра Казакова: Да-да, взаимодействие с другими ветвями власти через сайт очень важно. Например, чтобы на сайте акимата я могла узнать решение суда, подавать иски, что-то такое. Списки плановых проверок налоговой или прокуратуры публикуйте — это очень полезная информация. Только не баннер-обмен.

Михаил Тюнин: В рамках судебной реформе проводится работа по автоматизации судебной системы. Верховный суд уже оказывает такие услуги. Но на низовом уровне пока все разрабатывается.
Владимир Скляренко: Интеграция системы существует уже лет 8. У нас в городе есть информационная система государственных органов, но с сайтом акимата она не связана, там много внутренней информации. Единый город – единая система государственных органов называется.
Александра Казакова: А штраф сейчас можно через ваш сайт оплатить?

Владимир Скляренко: Пока у нас на сайте нет связанных с банками транзакционных услуг. Есть ряд организационных и технических проблем, но мы работаем над этим. Штрафы сейчас можно оплачивать через сайт электронного правительства. Но услуга по просмотру оформленных на владельца машины штрафов за превышение скорости по данным видеофиксаторов у нас на сайте имеется уже третий год.

Михаил Тюнин: Я пробовал оплатить штраф через e-gov. Казкомовская карточка не позволила сделать оплату штрафа, и я оплатил в банкомате, с процентом 100 тенге. Кстати, оплата через портал вышла бы в 340 тенге, то есть на 240 тенге дороже. Возвращаясь к опыту Эстонии — там социально значимые транзакции по интернету либо стоят копейки, либо бесплатные. Банку выгоднее – он не платит за офис. Наверное, у нас думают, раз я такой продвинутый, что смог оплатить по интернету, то должен платить больше.

Портал almaty.kz ждет замечаний и предложений. Впереди фокус –группы и опросы с предпринимателями. Надо все-таки прийти к единому знаменателю — что же нужно бизнесу. Во время интервью много приводили в пример Эстонию, страну, в которой система электронного правительства реально работает. Это не только возможность написать премьер-министру в твиттер, а целая система государственных услуг, которая существенно облегчает жизнь гражданам. Беременной женщине не надо ходить за справками, автомашину можно поставить на учет без очереди. Обещают что и мы созреем.
Правда, пока обещания о том, что не будет очередей, давки и нервотрепки, воспринимаются как чудо.


Назад

УРОВЕНЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Всего в системе
610 сайтов

Новости


Информационная система «Чиновник.KZ» Служба поддержки Помощь